Именно благодаря этому сообществу искусство, пожалуй, сделало самый широкий шаг к новому покупателю. Александр Петрелли (галерея «Пальто») рассказывает, что он чуть не упал в обморок, увидев, что Айдан Салахова выкладывает в «ШиК» по 5 тыс. руб. ту графику, которую он два месяца назад продавал по 50 тыс. руб. Это не было демпингом в прямом смысле слова, но два месяца активной работы группы оказали очень мощное воздействие на весь рынок.
Еще до пандемии появились онлайн-проекты
«Объединение» с небольшим медиа, выполняющим образовательную функцию, и
Sample Art, проводящий аукционы. Это платформы с хорошим и вдумчивым кураторским отбором художников и их произведений, удобной версткой сайта, снимками из интерьеров с искусством, но главное — с открытыми ценами на то, что делают молодые и перспективные художники и скульпторы.
Существуют и менее специфические в своем контенте маркетплейсы вроде
Bizar и ветеран
OilyOil, ориентирующиеся на западную модель
Artsy, где собирают свои работы не только художники с музейно-галерейной направленностью, но и ремесленники в широком смысле слова. Здесь не стоит кликать на покупку той или иной вещи с закрытыми глазами, ведь некоторые имена вы видите в первый и, возможно, в последний раз. С другой стороны, на «Бизаре» есть очень хорошая графика покойного Никиты Алексеева, одного из видных деятелей московского концептуализма, а также выкладывают свои работы многие именитые московские галереи. К примеру, pop/off/art gallery и jart. А к OilyOil можно отнестись и того проще — ну, любит ваша знакомая мотыльков, так просто купите ей холст с «Фланелевым мотыльком» авторства группы Houdini за 12 тыс. руб.